Еще не сдана, но уже устарела
12 марта 2008 года

Разгрузить единственный путепровод между улицами Декабристов и Копылова уже лет десять как пора: транспортные пробки в этом месте - привычное явление. Дорога через поселок Левченко для большинства едущих в этом направлении неудобна - так же, как и путь через окружную трассу.

А народа сюда едет все больше. Еще недавно не пользовавшаяся спросом у застройщиков "непрестижная" территория в Авиастроительном быстро осваивается. По данным администрации, за последние два года население района выросло на 10 тысяч человек, в ближайшее время ожидается прирост еще в 10 тысяч. Растет и количество автомобилей благодаря доступности кредитов. И растет время на дорогу - в час пик минут тридцать уходит только на стояние в пробке под железнодорожным мостом.

Сдать в эксплуатацию "судьбоносную транспортную артерию" планировалось 30 августа прошлого года. Задача казалась выполнимой: сил и средств на объект было брошено достаточно. На участок длиной 3,1 км из федерального, республиканского и городского бюджетов в общей сложности было выделено 99 млн. рублей (общий бюджет этого проекта - 170 млн. рублей).

По информации, предоставленной "ВК" районной администрацией, к настоящему времени ООО "НУР-1", ведущее строительство магистрали, завершило большую часть работ по устройству ее основания. Завезено и уложено более 32 тысяч кубометров песка, 13 тысяч кубометров щебня (чтобы оценить масштаб проделанной работы, достаточно сказать, что емкость кузова "КамАЗа" - около 7 кубометров). Работы на объекте в течение года практически не прекращались. Только это, как выяснилось, полдела.

- Машины возят на эту стройку песок и щебень днем и ночью, преодолевая те самые транспортные пробки, которые должна уменьшить новая дорога, однако это не решает проблем, возникших у строителей, - заявил начальник отдела коммунального хозяйства и благоустройства района Рузаль Зарипов. - Начав строительство, мы столкнулись с необходимостью переноса огромного количества коммуникаций, которые ни на каких планах не числятся. К примеру, на многих заводах нет точной информации, по каким линиям поступает на производство электричество. А там, где это известно, ситуация не легче. К примеру, надо организовать перенос ЛЭП. Мы обязаны согласовать работу с Российскими железными дорогами, а процесс согласования идет крайне медленно.

Есть и другие неувязки. Магистраль общегородского значения неожиданно уперлась в три забора. Чтобы ее достроить, надо подвинуть на несколько метров ограждения складов ООО "Элекон", предприятия "Спецавтобаза" и выделить земельный участок индивидуальному предпринимателю Варламову, поскольку по территории, которой он пользуется сегодня, должна пройти трасса...

Обо всех этих трудностях еще осенью на коллегии Минтранса РТ говорил генеральный директор ООО "НУР-1" Валерий Ушанов. Он посетовал тогда, что приходится заниматься вопросами отчуждения территории частной и государственной собственности, и раскритиковал проектно-сметную документацию, разработанную Гипронииавиапромом. Мол, проектировщики не определили карьеры, из которых должно "отсыпаться" дорожное полотно, так что материалы необходимо искать по всему городу и возить из районов, где ведутся земляные работы. При этом грузовики приходится гонять за тридевять земель, они стоят в пробках и вместо пятнадцати рейсов в день делают от силы два-три.

Тем не менее сегодня, по словам Зарипова, работы по строительству новой трассы выполнены примерно на 50 процентов. Это много: фактически осталось подготовить к асфальтированию лишь два участка - в начале и в конце дороги, и затем закатать в асфальт около 51 тысячи квадратных метров дорожного полотна. Последняя операция, хоть и дорогостоящая, но достаточно быстрая. И проектный срок сдачи, который, как и в прошлом году, снова назначили на 30 августа, в райадминистрации оценивают как вполне реальный.

- Беда в другом, - говорит Рузаль Зарипов. - Сдача этой трассы не решит проблему автомобильных пробок - с улицы Декабристов они переместятся на улицу Чуйкова и к авторынку на проспекте Амирхана. Ведь узкая по сегодняшним меркам улица Чуйкова уже плотно загружена. Представьте, что там будет твориться, когда по ней пойдут машины еще и в Авиастроительный район.

Получается, город сильно запоздал со строительством "судьбоносной транспортной артерии". Торжественно сдав ее в эксплуатацию, городским властям впору будет тут же затеять новое строительство. Проблема бы не стояла так остро, если бы в Казани на протяжении хотя бы последних десяти-пятнадцати лет велась разумная градостроительная политика. Автор этого материала на днях проездом побывала в Чебоксарах. Район, по масштабам сопоставимый с Ново-Савиновским и так же активно строящийся, поразил меня непривычной глазу казанцев шириной магистралей. Здания строятся с отступом, который позволит расширить практически вдвое дороги, имеющие сегодня по три полосы движения в каждом направлении. А у нас улицы Чуйкова, Адоратского, Гаврилова и даже недавно сданную в эксплуатацию Чистопольскую расширять будет некуда - дома буквально прилеплены к обочине.

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"